top of page
Поиск
  • Фото автораШОП108

Всё о медитации. Мистическое руководство

Из учения Садгуру Шивайя Субрамуниясвами


Цветение лотоса – одна из лучших метафор, описывающих душу, которая тянется к духовному раскрытию. Лотос зарождается в грязи, подобно душе, которой правят инстинкты, затем он прорастает в воде и принимает форму стебля, символизируя душу во власти интеллекта и эмоций, и, наконец, он показывается над водой в виде бутона, словно душа, пробудившаяся к своей духовной природе. Превращение бутона в прекрасный цветок символизирует раскрытие души, желающей познать себя и постичь тайны жизни через медитацию, которая открывает путь к самосозерцанию. Медитация – это искусство, постижение которого определённо заслуживает уделенных времени и сил. Постичь его нелегко, но в то же время и не сложно: требуется лишь упорство и ежедневная работа, направленная на контроль и обуздание как внешних, так и внутренних сил.


Медитация – это долгое путешествие, паломничество к глубинам разума. Как правило, мы приходим к мысли о медитации после того, как материальный мир утратил для нас своё очарование, а прежние желания больше не удерживают нас силами страха, жадности и привязанности. В такой ситуации мы обращаемся к философии и религии, чтобы ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я пришёл? Куда я иду?». Мы задаём эти вопросы окружающим, читаем книги, размышляем и молимся. В какой-то момент мы даже начинаем сомневаться в существовании Истины, или что мы, со всем нашим несовершенством, способы осознать её, если она всё-таки существует. Как ни странно, именно с этого сомнения начинается путь к медитации: мы должны полностью опустошить себя, чтобы не препятствовать чистым, сверхсознательным энергиям свободно протекать сквозь нас. Доверившись пустоте и посвятив себя подлинному поиску, мы вскоре осознаем тщетность поисков Истины во внешнем мире. Всё отчётливее проявляется хранящееся в глубинах разума знание, которое мы не можем себе объяснить. Мы просто знаем, что Реальность, или Бог, пребывает внутри нас, и мы должны направлять внимание внутрь себя, чтобы осознать Его. Однако самого знания ещё недостаточно. Недостаточно и большого опыта в медитации, и необъятных запасов духовных знаний. Многие пытались найти Истину таким образом, однако Истина запрятана гораздо глубже и открывается только решительному последователю, который посвящает свою жизнь поиску. Такой последователь живёт гармоничной жизнью в соответствии с ямами и ниямами, ведическими духовными законами, он стойко переносит любые изменения, находит духовного учителя, или садгуру, и слушается его во всём; он старательно изучает требующее дисциплины искусство медитации. Попытаемся же с самого начала мысленно пройти тот путь, который совершает медитирующий.


Один из первых шагов заключается в том, чтобы убедить подсознание в пользе медитации. Мы можем сознательно стремиться к медитации, испытывая при этом страх или сомнения. В повседневной жизни происходит множество событий, и, реагируя на них, сознание начинает ориентироваться на внешний мир и попадает в зависимость от его образов. Пытаясь вернуться в мир внутренний, мы осознаём, что привычные мысли и эмоции, а также представления о причинах и следствиях неотступно следуют за нами. Какое-то время содержимое подсознания может противоречить нашим представлениям о полноценной духовной жизни. Наши привычки будут неосознанными, а сила воли – неэффективной. Своими непредсказуемыми действиями ваше подсознание будет напоминать чужого человека.

На начальных этапах мы должны приспособить ум к новому образу жизни, чтобы содержимое подсознания не противоречило тому, что находится в сознании или сверхсознании. Только когда все три области сознания достигнут общей гармонии, можно приступать к настоящей медитации. Бояться подсознания неразумно, ведь если мы боимся его, то оно начинает доминировать в нашей жизни. Подсознание – это не что иное, как скопление вибраций опыта, которое сознание приняло в себя при адаптации к материальному миру; это хранилище, содержащее прошлое.


Работа с подсознанием


Чтобы избавиться от путаницы с подсознанием, нужно поставить перед собой цель и составить распорядок дня таким образом, чтобы он обязательно включал в себя медитацию. Благодаря постоянным усилиям осознание начнёт сосредотачиваться на внутреннем плане. Так мы научимся распутывать и возвращать осознание из внешнего мира обратно во внутренний.


Решительно настроившись изменить и утончить свою природу, мы запускаем новый внутренний процесс. Сила положительных деяний, совершённых нами в предыдущих жизнях, начинает проявляться в этой: все кульминационные, выдающиеся моменты из нашего прошлого сосредотачиваются в настоящем. Все заслуги и хорошие поступки – это вибрации, живущие в эфире нашей памяти, и каждый из нас в данный момент представляет собой совокупность всего предыдущего опыта. Отвлекающие мысли, порождаемые материальным умом, начинают ослабевать, и путь к правильной медитации становится всё чище. Теперь, при возникновении таких мыслей, не так трудно направить своё осознание внутрь себя.


Постановка целей


Постановка и достижение целей укрепляют волю. Одной из таких целей может стать ежедневное, не допускающее исключений выполнение садханы, которая состоит из утреннего служения, джапы, изучения священных текстов и медитации. Ежедневная медитация должна стать частью нашего образа жизни, а не предметом временного интереса. Она должна стать неотъемлемой частью нас самих. Мы должны жить, чтобы медитировать. Это единственный способ достичь конечной цели – осознания всепроникающего Шивы. Глубокая медитация требует духовной воли: воспитать её можно через совершенствование поступков, решение задач и постоянное проявление самой воли, когда мы каждый день стремимся сделать больше, чем, как нам кажется, мы можем. Ставьте перед собой посильные духовные цели в зависимости от того, на каком этапе вы находитесь. Ставьте цели для достижения глубокой, более сверхсознательной медитации, ради изменения своей личности или характера, ради лучшего служения ближним и погружения в религию.


На самом деле, мы не можем чётко установить, как в духовном мире устроен механизм постановки целей, поэтому по возможности стараемся избегать этого понятия. Цели ставят перед собой, например, те люди, которые посвящают себя бизнесу: ради достижения успеха они составляют чёткий, продуманный план и поддерживают полный порядок в своей жизни. Самые успешные из них начинают и заканчивают свой день в определённое время, чтобы выдержать давление делового мира. Мы можем и должны подходить к практике медитации аналогичным образом: как и бизнесмен, мы хотим преуспеть в своём стремлении, с той лишь разницей, что мы выбираем внутреннюю, духовную цель, а не внешнюю, материальную. Достижение материальных целей запутывает нас и отдаляет наше сознание от духовного мира.


Поначалу бывает крайне трудно заставить себя сидеть без движения, потому что это непривычное для нашего образа жизни состояние. Подсознание никогда не было запрограммировано на то, чтобы спокойно сидеть в тишине. Мы не видели, чтобы кто-то практиковал медитацию внутри семьи, или возможно, не видели медитирующих людей в принципе. У нас не было примера. Именно поэтому мы должны относиться к себе с осторожностью, и на первых порах не сидеть слишком долго. Для начала будет достаточно посидеть без движения десять минут. Через несколько недель увеличьте время до двадцати минут, а затем до получаса. Так можно избежать фанатизма и позволить подсознанию внести необходимые изменения.

Эти изменения связаны и с физическим планом, и с эмоциональным, и с умственным. Нервная система подстраивается таким образом, чтобы длительная неподвижность и отсутствие внешней активности могли восприниматься как комфортное состояние. Таким же образом концепция просветления проникает в наше подсознание слой за слоем, корректируя прежние ошибочные представления о себе и позволяя нам интуитивно различать другие концепции и устанавливать их истинность, полагаясь на своё чувство сверхсознания. На это может уйти несколько лет.


Если мы сажаем дерево, чтобы отдыхать в его тени, то мы должны подождать, прежде чем оно вырастет и раскинет свои ветви. Так и в медитации. Мы планируем начать практику медитации, а затем отводим на это необходимое количество времени, например, несколько лет, чтобы полностью адаптироваться и перестроить подсознание. Западная культура, проникнутая ценностями материального мира, приучила нас добиваться всего как можно быстрее. Когда мы слишком быстро погружаемся внутрь сознания, прибегая к интенсивным, и, порой, даже фанатичным способам, мы сталкиваемся с обратной реакцией. Медитация проходит благополучно в течение короткого промежутка времени, однако вскоре снова происходит выброс в материальный мир, к нашей семейной и культурной программе.


Чтобы раз и навсегда изменить эту закономерность, мы должны мягко и осторожно работать над изменением своего образа жизни ради физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной целостности. Мы идём к этому шаг за шагом. Мудрость подсказывает нам, что мы не можем достичь успеха в один момент. Мы должны быть терпеливы по отношению к себе. Если мы будем проявлять нетерпение на этом пути, то нас ждёт неудача, потому что мгновенное духовное преображение возможно только в сказке. Будет гораздо лучше, если мы сразу признаем, что впереди ждут трудные испытания, которые нам преподнесет упрямое подсознание со всеми его конфликтами и путаницей. Столкнувшись с трудностями, мы должны спокойно их перенести, обращаясь к духовному дневнику, васана даха тантре. Если мы чётко представляем себе конечную цель и пользуемся пошаговым планом для её достижения, то мы не будем переживать, если что-то пойдёт не так, потому что мы рассматриваем свои ментальные и эмоциональные всплески в долгосрочной перспективе.

Взгляните преградам в глаза


Подсознание не только ставит преграды перед нашим собственным разумом, но и притягивает сомнения и тревоги других людей, которые мы должны преодолеть. Можно перечислить тысячи негативных стереотипов, порочащих практику медитации, и вряд ли стоит приступать к самой медитации, если мы верим хоть одному из них. Все мы слышали некоторые из следующих опасений: «Судя по всему, с тобой в детстве случилось что-то ужасное, раз ты хочешь посвящать этому время». «Ты больше не любишь меня. Вот почему ты медитируешь – ты отстраняешься». «Ты просто боишься общества и ответственности. Это побег от реальности, с которой ты не можешь совладать». «Ты станешь бедным, если будешь медитировать. Все, кто медитирует, разоряются». И так далее, и тому подобное.


Мы должны ответить на все возражения, выдвинутые подсознанием, и таким образом разрешить все внутренние сомнения. Безусловно, результаты медитации убедят подсознание в пользе внутренней садханы, ведь с ней придут озарения, счастливая и гармоничная жизнь, обновленная энергия и духовная реализация. Когда мы доказываем себе на собственном опыте ошибочность навязанных страхов, они испаряются. Однако не все способны преодолеть эти страхи. Чтобы противостоять им, мы можем спросить себя: «Почему? Что это значит? Чем я привлёк эти мысли? Остались ли у меня в подсознании сомнения, скрытые от сознания?». Также мы можем спросить: «Кто внушил мне это? Какой была жизнь этих людей? Были ли они счастливы?». Приложив достаточно усилий, нам удаётся перекроить подсознание, избавиться от ложных представлений и обрести свободу.

Разум, увязший в бесконечной путанице и желаниях, ведёт нас, привлекаемый новизной, от одной вещи к другой. Это порождает страдания, которые истощают людей. Но время от времени нам приходится останавливаться и уходить в себя. Это и есть процесс медитации. Это искусство. Это способность, скрытая внутри нас, которая, при должном развитии, привносит в жизнь гармонию и раскрывает её смысл. И каждый человек, знает он об этом или нет, находится в поиске, пытаясь понять, в чём заключается смысл жизни.


Я слышал от многих людей такие слова: «я бы хотел заниматься йогой, но у меня просто нет времени», «я не могу успокоить разум», «дети сильно шумят», или ещё что-нибудь в этом роде. Они ещё не осознали, что спокойствие не приходит само по себе. Успокоение и замедление мыслей – это процесс, требующий последовательной практики. Спустя две недели практики вы сможете ощутить, что добились какого-то прогресса, и вас посетит настойчивое желание сесть в позу лотоса и успокоить бег мыслей. Так будет проявляться ваша новая потребность. Каждое утро вы готовите себе завтрак, чтобы утолить голод. Если вас одолеет сильный голод по внутренней тишине, то вы тут же постараетесь утолить его, потому что захотите этого. И что же произойдёт после? Вы сядете, и ваши мысли разбегутся в разные стороны. Прикажите своему уму: «Ум, остановись!», и отметьте про себя, как быстро вы сможете остановить и успокоить его. Прикажите своим эмоциям: «Эмоции, вас контролирует ум», – и понаблюдайте, насколько спокойнее вы станете.


Подготовьте все необходимое


Теперь мы переходим к практической стороне медитации. Прежде всего стоит отыскать комфортное помещение, предназначенное исключительно для медитации. Будь вы плотником, вы бы обустроили себе мастерскую для работы. У вас есть отдельная комната для приёма пищи, отдельная комната для сна, и теперь вам нужно найти отдельное пространство для медитации. Когда вы определитесь с местом, отмойте стены и потолок, протрите окна. Приготовьте небольшой алтарь и установите элементы земли, воздуха, огня и воды. Определитесь с расписанием медитаций и строго соблюдайте его. Будут и такие дни, когда вам просто не захочется медитировать. Такое бывает.

Зачастую такие дни идеально подходят для того, чтобы решиться на серьёзные внутренние изменения. Лучшее время для медитации – шесть часов утра, двенадцать часов дня, шесть часов вечера и двенадцать часов ночи. Можно практиковаться все четыре раза или остановиться на одном варианте. Продолжительность медитации должна составлять от десяти минут до получаса.


Сидя прямо, с выпрямленным позвоночником, мы преобразуем энергии физического тела. Правильная осанка играет важную роль в этом процессе, особенно по мере углубления и удлинения медитации. Когда позвоночник выпрямлен, а голова балансирует в верхней его части, жизненная энергия ускоряется и усиливается, свободно перемещаясь по всей нервной системе. В таком положении мы не испытываем беспокойство, тревогу, подавленность или сонливость. Но если мы горбимся и склоняем плечи вперёд, то замыкаем жизненную энергию. В таком положении легко погрузиться в тоску, а то и углубиться в мысленные споры с самим собой или с кем-то другим. Поэтому научитесь сидеть расслабленно и в то же время уверенно. Поза лотоса, когда правая нога лежит на левом бедре, а левая нога, закинутая поверх, лежит на правом бедре, считается самой устойчивой позой. Руки при этом покоятся на бедрах, правая рука покрывает левую, большие пальцы соприкасаются.


Контролируйте мысли своим дыханием


Первое, что вы заметите, только приступив к медитации – это быстро проносящиеся в голове мысли. Вы успеете перебрать в голове множество вещей, а ваше дыхание будет неравномерным и сбивчивым. Следующий шаг заключается в преобразовании энергий интеллектуальной области ума с помощью правильного дыхания. Точно так же правильный настрой, подготовка и поза преобразовывают физические инстинктивные энергии. Размеренное дыхание успокаивает мысли, а осознание перемещается из той области разума, которая отвечает за размышления, в ту, которая связана с интуицией.


Существуют разнообразные эффективные методики дыхания, способные стимулировать работу ума, однако некоторые из них доходят до крайности. Глубокая медитация требует равномерного, замедленного и удлиненного дыхания, которое естественным образом сопровождает наше погружение внутрь себя. Вы можете способствовать этому процессу, используя ту методику дыхания, которая называется калибаса на языке Шум, моём языке медитации. При практике калибасы каждый вдох и выдох отсчитывается ударами сердца: вдох в течение девяти ударов, задержка дыхания – один удар, выдох в течение девяти ударов, задержка дыхания – один удар. Периодичность сердечных сокращений и ритм дыхания будут замедляться по мере того, как мы углубляемся в медитацию, отсчитывая каждый стук сердца, хридая спанда пранаяма. Это упражнение позволяет перенаправить осознание в ту блаженную область ума, которая способна мыслить глобально, а не отдельными частями.


Чтобы научиться правильно контролировать дыхание, могут потребоваться месяцы или даже годы, и в этом нет ничего страшного. Если бы вы учились играть на музыкальном инструменте, то у вас бы могли уйти годы, чтобы довести до совершенства воспроизведение аккордов и создание мелодии. В этом деле нет никакой спешки. Из-за спешки мы минуем целую эпоху, необходимую для прогресса в медитации. Контроль над дыханием – это ещё и контроль над вниманием, и потому полезно быть терпеливым и совершенствовать все аспекты практики ещё на начальных этапах.

Во время медитации, как и во сне, замедляются дыхание, сердцебиение и обмен веществ: глубокая медитация и глубокий сон очень похожи между собой. Для начала следует освоить практику пранаямы – регуляции дыхания и праны, текущей по каналам тела. Например, танцор начинает по-настоящему хорошо танцевать только после многих месяцев упорных тренировок. Начинающий пианист, сев за рояль, не приступает сразу к сложному произведению. Он начинает с гамм и аккордов. Он учится правильно располагать пальцы, оттачивает ритм и следит за осанкой. Медитации нужно обучать как одному из изящных искусств. Только человек с тонким восприятием может по-настоящему научиться этому искусству. Не каждый, кто хочет танцевать или играть на пианино, может научиться этому. Это утверждение справедливо и для тех, кто хочет медитировать: не каждый способен по-настоящему познать это искусство. Для настоящего познания нам необходима подготовка физического тела, чтобы физическое и эмоциональное тела исправно функционировали без вашего ведома, пока вы находитесь в состоянии медитации.


Дыхание будет замедляться до тех пор, пока вам не покажется, будто вы почти перестали дышать. Иногда так и происходит, и тогда вы начинаете дышать внутренним дыханием. Вы должны приучить себя к этому состоянию, чтобы однажды оно не вызвало страх, который может резким толчком выкинуть вас из медитации. Впоследствии этот страх может сдерживать вас от дальнейшей практики. Если вы хотите укрепиться в медитации, вам необходимо старательно изучить основы основ. Вы можете уделить как часы, так и годы работе с дыханием. Сначала найдите хорошего учителя, которому это даётся просто и без усилий. Вам не нужно напрягаться. Начните с простого замедления дыхания. Дышите так же, как это делают дети – диафрагмой, а не грудной клеткой. Не бойтесь стать ребёнком. Когда вы научитесь управлять дыханием, вы сможете стать хозяином своего осознания.


Научившись ритмично дышать, используя диафрагму, мы снимаем напряжение в области солнечного сплетения. Мы учимся развивать внутреннее спокойствие и свободу, позволяя жизненной энергии беспрепятственно проходить сквозь нас. Мы учимся поддерживать состояние удовлетворённости, сантошу. Все это возможно достичь благодаря простым техникам, которые можно совершенствовать в процессе медитации. Однако на одной медитации дело не заканчивается. Необходимо стремиться к формированию себя как цельного, удовлетворённого, спокойного и свободного человека.


Погружение внутрь себя: четыре простых шага


Успокоив тело и нормализовав дыхание, закройте глаза. Отключите слух и отгородитесь от прочих ощущений. Пока вы осознаёте внешние звуки и объекты, вы не сможете сосредоточиться. Ошибочно полагать, что для погружения внутрь себя необходимо найти абсолютно тихое место, так как с затуханием восприятия вы перестаете слышать какие-либо звуки. Вы находитесь в состоянии тишины. Вы не слышите шум проезжающей машины или пение птиц, потому что ваше осознание переключилось на другой тип восприятия. Изолированное от шума место действительно может помочь в медитации, но можно обойтись и без него: будет полезно научиться не зависеть от внешней тишины. Мы должны отыскать тишину внутри себя. Читая интересную книгу, вы не слышите окружающий шум. Вы должны быть заинтересованы в своей медитации в такой же степени.


Отгородившись от влияния внешних сил, мы готовы приступить к медитации. Однако недостаточно просто сидеть без движения. Для медитации в течение десяти или пятнадцати минут потребуется столько энергии, сколько человек потратил бы на длительную пробежку вокруг квартала. Впоследствии сильная медитация возвращает нам неиссякаемую энергию, которую можно реализовать во внешнем мире и в повседневной жизни, но для достижения успехов в духовном мире потребуются куда большие усилия. Мы должны усердно трудиться и принимать каждый вызов, который нам бросает духовный мир.


Что служит объектом нашей медитации? О чём мы думаем, погружаясь внутрь себя? По традиции, верующий следует указаниям своего гуру, или духовного наставника. Гуру может обучить своей мантре – мистическому звуку, – который служит объектом для концентрации, или определённой технике, которую он совершенствует годами практики. Если у вас нет гуру или и вам не хватает конкретных инструкций, то вы можете практиковать описанные ниже упражнения из раджа-йоги, которые помогут вам укрепиться в духовной жизни, сделать её более осязаемой и раскрыть внутренние двери ума. Используйте эти упражнения перед началом каждой медитации на протяжении всей жизни.


1. Ощутите тепло своего тела


Сядьте, успокойте ум и почувствуйте тепло, исходящее от тела. Ощутите естественное тепло в ступнях, ногах, голове, шее, руках и на лице. Просто воспринимайте жар, который излучает ваше тело. Это совсем не сложно, потому что мы хорошо знакомы со своим физическим телом. Проведите в этом состоянии пять, десять или пятнадцать минут. Не нужно спешить. Как только вы сможете ощутить тепло от движения жизненной силы, протекающей через все клетки, и сможете ощутить его во всём теле одновременно, то вы готовы перейти к следующему шагу.


2. Ощутите свои нервные окончания


Второй шаг – почувствуйте нервные окончания в теле. Все нервы нашего организма можно растянуть на тысячи километров, поэтому не пытайтесь почувствовать их все сразу. Начните с малого, например, с ощущения прикосновения друг к другу больших пальцев рук, покоящихся перед вами. Теперь ощутите, как жизненная сила проходит по этим нервам, наполняя тело энергией. Попробуйте ощутить невидимые глазу нервные волокна, выходящие за границы физического тела примерно в радиусе метра. Это может занять много времени. Нащупав осознанием некоторые из этих нервов, почувствуйте их энергию. Настройтесь на потоки жизненной силы, проходящие через эти нервы. Скорее всего, ваше осознание не удержится за это едва уловимое ощущение и переместится в другую область. Как только это произойдёт, осторожно верните его в точку концентрации, к ощущению нервов в теле и текущей по ним энергии.


3. Почувствуйте силу, проходящую через позвоночник


Третий шаг позволяет ещё сильнее углубиться внутрь себя, так как мы направляем внимание в область позвоночника. Почувствуйте силу в позвоночнике, – вашем энергетическом центре, который поддерживает нервы и мышцы. Визуализируйте позвоночник в своём сознании. Представьте его в виде полой трубки или канала, по которому течёт жизненная энергия. Исследуйте его своим духовным взором. Он внутри вас, хрупкий и едва ощутимый, но в то же время он всегда активен. Это легко почувствовать. Когда вы почувствуете полый позвоночник, наполненный энергией, осознайте, что вы – та самая энергия, а не физическое тело, через которое она течёт. Вы – чистая энергия, а не эмоции и не мышление. Отождествите себя с этой энергией и начните жить истинной духовной жизнью. Погружаясь все глубже в эту энергию, вы начнёте понимать, что эта великая сила, ваше осознание и сила воли – это одно и то же.


4. Осознайте своё осознание


Четвёртый шаг – направьте осознание в самую сущность энергии, которая сконцентрирована в голове и позвоночнике. Этот шаг требует строгой дисциплины и самоконтроля, без которых невозможно привести осознание к осознанию самого себя. Это состояние называется каиф: ничем не отягощённое осознание перестает цепляться за объекты, чувства и мысли. Погрузитесь в поток физической энергии, который днём и ночью проходит через ваш позвоночник и тело. Продолжите погружение в энергию самой энергии, углубитесь в её сущность, в необъятное внутреннее пространство. Когда вы находитесь в этом состоянии, новые энергии проходят через всю вашу нервную систему и наполняют тело, а затем возвращаются во внешний мир. Такая медитация утончает природу вашего ума. Как только вам удастся полностью сосредоточиться на себе, вы будете готовы к медитации, чтению мантры или глубокому духовному поиску.


Поборите рассеянность


В процессе медитации не забывайте о том, что ум статичен: сами мысли неподвижны, перемещается только осознание. Оно перетекает от одной мысли к другой, как путешественник, который переезжает из города в город, нигде не задерживаясь надолго. Если вы развили с помощью практики способность абсолютно неподвижно сидеть в течение двадцати минут, тогда начнёт проявляться ваше сверхсознание. Оно способно перепрограммировать ваше подсознание и скорректировать структуру вашей сущности. Это и есть одно из главных преимуществ внутренней жизни. Вот почему внутренняя жизнь именно так и называется – она начинается изнутри.


Пока вы спокойно сидите и контролируете дыхание, нервная система вашей души начинает работать с подсознанием, лепить его, как глину. Осознание освобождается от ограниченных концепций и плавно проваливается в недра духовных глубин, где испокон веков царят покой и блаженство. Но если вы пошевелите хотя бы пальцем, вы возбудите нервную систему. Образно говоря, вы переключите передачу с высокой на низкую, изменив интенсивность осознания, что приведёт к пробуждению внешней нервной системы. Сверхсознательная перенастройка будет прервана, осознание обратится к телу и чувствам, а внешний ум вернёт себе контроль. В этот переломный момент нужно вернуться к неподвижному состоянию, и тогда всего за пару минут ум утихнет, а осознание продолжит своё погружение. Поддерживая спокойствие, вы сможете ощутить, как сверхсознательная нервная система влияет на физическое тело. Вы почувствуете неизведанный ранее поток энергии, проходящий через ваши мышцы, кости и клетки. Доверьтесь этому потоку.


Пока вы пытаетесь медитировать, осознание может блуждать в воспоминаниях и будущих планах или отвлекаться на звуки и ощущение дискомфорта в теле. Такое случается на ранних стадиях. Осторожно верните осознание в точку концентрации. Не упрекайте осознание в рассеянности, так как это происходит не последний раз. Все раздражители перестанут для вас существовать, если вы целиком вовлечётесь в медитацию: в этом состоянии вы забудете о своём физическом теле. Бывало ли у вас такое, что вы смотрели фильм, читали книгу или работали над проектом, и, сильно увлекшись, даже не заметили, что ваша нога уже полчаса как онемела из-за неудобного положения? Точно так же, погружаясь в осознание себя, мы забываем о физическом теле и внешнем мире.


Если в течение долгого срока вас постоянно что-то отвлекает от медитации, то, возможно, вы ещё не готовы к ней. Должен наступить момент, после которого вы перестанете отвлекаться. Сейчас вы сильно зациклены на инстинктивной или интеллектуальной области ма, и мысль о медитации вас не воодушевляет, поэтому необходимо, чтобы кто-то подтолкнул вас в правильном направлении. Любой индуист сказал бы вам, что в таких случаях нужно обратиться за благословением к садгуру.


Открывшись своему гуру, вы получаете даршан – силу, которая удерживает осознание от постоянного перемещения от одной мысли к другой. Получив даршан, вы сможете заметно растянуть время своего пребывания во внутреннем измерении. Вы всё реже и реже будете отвлекаться, потому что гуру вызволил вас из инстинктивных и интеллектуальных областей ума и направил поток энергии в другое русло.


Учитесь во сне


Приучите себя медитировать каждый вечер перед сном. Если во время медитации вы поймаете себя на том, что засыпаете, то это означает, что медитацию нужно заканчивать. Если вас клонит ко сну, то лучше всего отправиться спать, потому что духовная сила покинула вас и её нужно пробуждать в себе снова. Закончив все приготовления, сядьте в позу лотоса и погрузитесь в медитацию на максимально возможное время. Ощутив сонливость, вы можете сознательно погрузить своё тело в сон. Мысленно скажите себе: «Прана в левой ноге, засыпай. Прана в правой ноге, засыпай. Прана в левой руке, засыпай. Прана в правой руке, засыпай. Прана в туловище, засыпай. Голова, озарённая внутренним светом, засыпай». Вы даже не заметите, как наступит утро.


Мир сновидений довольно интересен сам по себе. Ночью мы можем выйти на внутренние области сознания. Как наверняка убедиться в том, что вы всю ночь провели в медитации, обучаясь в духовной школе на высшем уровне сознания? Вы проснётесь внезапно, без промежуточного ощущения сонливости. Вы проснётесь абсолютно бодрым, будто вернувшись в сознание из ниоткуда. Если же вы просто спали, то вы проснётесь через подсознательный мир снов. Вы будете чувствовать себя как не в своей тарелке и поймёте, что большую часть ночи провели в мире снов, астральном измерении или в мире интеллектуальной энергии. Опытные йоги могут ненадолго задержаться в школе медитации, которая находится в духовном измерении. Это становится возможным благодаря хорошей подготовке и чуткому, ясному уму.


Медитируя, вы, скорее всего, уже успели столкнуться с ярким белым свечением или менее ярким внутренним светом, и заметили, насколько он чист и ярок. Каждая ваша мысль, каждое чувство и каждое действие должны быть такими же чистыми, чтобы ваше сознание смогло проецировать внутреннюю гармонию во внешний мир. Достигнув этой чистоты, вы научитесь контролировать состояния сознания до такой степени, что сможете самостоятельно проникать в высшее состояние сознания и возвращаться во внешнее, и при этом не бояться, что одно из них смешается с другим.


Днём мы ведём активную деятельность, а ночью погружаемся в мир сновидений. Мы живём под влиянием внешней или активной магнетической энергии, известной как пингала. Избыток этой энергии создаёт образы, которые мы видим во сне. Если йог живёт под влиянием пассивной магнетической силы, известной как ида, то он переживает эмоции в астральном измерении. У него будут беспокойные, насыщенные событиями сны, в которых будет больше эмоций, чем образов. Когда человек живёт под влиянием сушумны, – чистой духовной энергии и первородной жизненной силы, – он переходит от сна к медитации. Медитирующий должен пытаться сознательно погрузить своё тело в сон, заранее уравновесив внешние и внутренние магнетические силы. Лежит ли он или сидит в позе лотоса, он находится в состоянии глубокой медитации и проходит обучение в школах духовной реализации, скрытых в недрах ума. Утром многие из моих учеников вспоминают занятия, проводившиеся в духовном измерении, и при этом воспринимают их не как сон, а как собственный опыт. Вы можете медитировать, пока спите, но не пытайтесь уснуть во время медитации!


Очистите подсознание


Если вы уделяете медитации достаточно времени, то ваше внутреннее зрение становится всё острее и проницательнее. В один момент вам может показаться, что вы уже достигли цели и одержали верх над круговоротом жизни, что теперь вы чисты и свободны. Однако вскоре, момент за моментом, ваше прошлое вновь начнёт напоминать о себе, и ваше подсознание будет демонстрировать вам в ярких, живописных красках все те вибрации, которые вы заложили в него в этой жизни. Подобно магнитофону, оно будет воспроизводить вибрации, порождённые причинами и следствиями.


На этом этапе могут всплывать неприятные воспоминания, которых хотелось бы избежать. Но чем усерднее вы пытаетесь их избежать, тем ярче они становятся. Вам может показаться, что такие воспоминания преследуют всех людей, но это не так. Несмотря на то, что это естественная фаза, свойственная духовному развитию, она может ввести вас в заблуждение, поскольку привязанности из прошлого, предстающие перед мысленным взором, какое-то время кажутся очень заманчивыми. Былые мечты, старые друзья, прежние удобные привычки, которые, как вы думали, остались в прошлом, теперь снова всплывают в сознании, чтобы искусить его, увлечь в прошлое, которое теперь кажется таким желанным. Не переживайте из-за этого, ведь это естественный и необходимый этап, однако постарайтесь избавиться от страха, который возникает в качестве ответной реакции на неприятные переживания. Именно этот страх нередко вынуждает людей бросить медитацию. Но сейчас не время прекращать медитацию и прятаться от прошлого. Самое время досконально проанализировать каждый год своей жизни, чтобы понять, что привело вас туда, где вы сейчас находитесь.


Ваша внутренняя собранность помогает вам отстранённо наблюдать за образами из вашей жизни, которые начинают постепенно отступать, позволяя осознанию свободно погрузиться в область сверхсознания. Этот опыт вызывает новое для вас желание начать жизнь без искажённых образов. Вы углубляетесь в религию и сознательно выстраиваете свой образ жизни в соответствии с ямами и ниямами, так, чтобы каждое действие положительно сказывалось на подсознании. Вы уже успели понять, к каким результатам приводит жизнь, которой управляют настроения и эмоции, порождаемые инстинктивным умом, и этот опыт послужил для вас большим уроком. Пересматривая взгляды на свою жизнь, вы можете поменять профессию, место жительства, диету и ценности. Вы, несомненно, притянете к себе много новых друзей, так как крайне важно поддерживать общение с положительно заряженными людьми. С осторожностью формируйте своё окружение, но не привязывайтесь к нему слишком сильно. Привязанность к людям препятствует глубокому погружению в медитацию.


Бывает и так, что человек, который находится только в начале своего пути, стремится раздавать окружающим советы по медитации. Такой обмен информацией никогда не приводит к должному результату. Сохраняйте свои достижения и знания о медитации в тайне. Не беседуйте на духовные темы ни с кем, кроме своего гуру. Когда придёт время обратиться к духовному миру, окружающие вас люди придут к этому таким же естественным образом, как и вы. Таков закон.



Поддерживайте гармонию в жизни


Здоровые отношения с окружающими людьми помогают медитирующему, а медитация, в свою очередь, помогает поддерживать в этих отношениях гармонию. Если мы хорошо ладим с окружением, медитация даётся легко. Если мы не можем выстроить хорошие отношения с людьми и спорим с ними про себя и вслух, то нам придётся приложить немало усилий, чтобы вновь погрузиться в хрупкий мир медитации. Нездоровые отношения – это самое большое препятствие на пути к медитации. Из-за них возникает конфликт с осознанием, которое перетекает в инстинктивные и интеллектуальные области ума. Конфликт приводит к стрессу и напряжению всей нервной системы, а также закрывает внутренние двери, которые ведут к сверхсознанию.


Если мы не можем найти общий язык с близким человеком, имея возможность внимательно наблюдать за выражением его лица и интонациями в голосе, то как мы сможем найти общий язык с силами подсознания, которые мы не можем увидеть, или со сверхсознательными областями внутреннего ума, столкнувшись с ними в процессе медитации? Прежде всего мы должны привнести гармонию в свои отношения, пытаясь изменить не самого человека, а его образ, сформированный внутри нас, поскольку сейчас мы видим в нём только то, что есть в нас самих. Он является зеркалом нашей души. Пытаясь улучшить отношения внешними манипуляциями и обсуждениями, мы можем помешать себе в углубленной медитации. Вместо этого мы должны проработать внутри себя всё, что требует изменений, и не вмешивать в этот процесс других людей. Это поможет исправить отношения, а вместе с тем и ускорит наш рост в медитации.


Наша нервная система подобна арфе, на струнах которой другие люди могут исполнять разные мелодии. На арфе можно сыграть любую мелодию, однако сама арфа остаётся неизменной. Люди по-разному взаимодействуют с нашей нервной системой, порождая образы всех возможных форм и цветов, однако это не вредит ей. Она, как и арфа, остаётся всё той же. На струнах нервной системы может играть или наше сверхсознание, или наши эмоции. Мы можем ощутить вдохновение от близости к духовному знанию, – которого мы достигли благодаря постоянной медитации, – или же переживать мысленный спор с другим человеком. В разное время на одной и той же арфе нервной системы могут быть сыграны любые мелодии. Мы хотим, чтобы наша нервная система смогла подстроиться под совершенный ритм сверхсознания, в котором кроется блаженство. Мы не хотим, чтобы другие люди негативно влияли на нашу нервную систему, и тянемся к позитивным людям. Тем, кто встал на путь просветления, крайне важно окружить себя хорошей компанией.


Наслаждайтесь бесконечным потоком вдохновения


Прежде чем приступить к медитации, необходимо посвятить время развитию и совершенствованию своей концентрации. Если вы поймаете себя на том, что в течение получаса вы просто сидите и стараетесь не уснуть, то вы преуспеете лишь в умении прогонять дремоту, и, возможно, научитесь сдерживать себя, когда чешется нос. Однако это нельзя назвать медитацией. Медитация – это преобразующее состояние ума. Один человек однажды сказал мне: «Я научился сосредотачивать свой ум на чтении так, что в процессе я ничего не слышу». Однако так проявляется не концентрация, а внимание, начальная стадия концентрации. Концентрация – это процесс размышления, направленный на конкретный объект. Этот процесс может занять некоторое время до тех пор, пока вы начнёте понимать, о чём думаете. На чём мы должны сосредоточиться? Начните с любого материального предмета. Возьмём, к примеру, часы. Подумайте о своих часах. Подумайте об их корпусе. Подумайте о стрелках. Позвольте уму погрузиться в механизм часов и понаблюдайте за тем, как через какое-то время он начнёт блуждать и обманывать вас: вы поймёте, что думаете о будильнике или о шуме на улице.

Если вы отвлеклись, то придётся начинать всё сначала. Дышите глубоко и направьте всю энергию своего тела на игнорирование зуда или шума. Вновь переведите своё осознание на часы. Не пройдёт и минуты, как вы начнёте думать о фильме, который смотрели месяц назад, и, мысленно рассуждая о нём, не заметите, что на это ушло немало времени. Однако будьте осторожны и не давите на своё осознание. Спокойно и твёрдо верните его к объекту концентрации, сказав себе: «Я – хозяин своей мысли». В конце концов, оно начнёт вас слушаться. Как только вы научитесь твёрдо и уверенно удерживать своё осознание на одном объекте, вы начнёте понимать, на чём вы концентрируетесь, и обнаружите, что это понимание является началом вашей медитации. Это состояние, несравнимое с тем беспорядочным состоянием ума, с которого вы начали свою концентрацию, возвышает и одухотворяет вас. Вы выходите из медитации немного мудрее, чем были до неё.


Следующее состояние сознания, которое открывается медитирующему, достигшему большого опыта, – это созерцание. В созерцательном состоянии сознания вам откроется сама сущность жизни, которую излучают ваше тело и объект, на котором сосредоточено ваше осознание. Когда созерцание обретает устойчивость, наступает последний этап – самадхи, обретение истинного Я, которое находится за пределами всех состояний ума, всех проявлений сознания. Только достигнув самадхи, вы сможете ответить на вопрос «кто я такой?», опираясь на собственный опыт. Только тогда вы откроете в себе способность проникать всюду. В глубоком самадхи вы познаете свою беспричинность, нахождение вне времени и пространства. Это станет возможным благодаря гармонии внутреннего и внешнего сознаний, а также слиянию энергий вашего ума в йогу, или единый союз.


Осознайте, что вы прекрасны


Мы живём в новую эру. Все постоянно меняется. Мы должны до последнего верить в силу медитации, способную нас изменить, ведь мы рождены здесь, на этой планете, чтобы ценить и разумно использовать свою жизнь. Цените себя и близких вам людей. Повторяйте себе снова и снова: «Я самый прекрасный человек на свете!». Затем спросите себя: «Почему? Благодаря своему неуправляемому подсознанию? Нет. Благодаря своей эрудиции? Тоже нет. Самым прекрасным человеком на свете меня делает великая духовная сила, которая протекает через мой позвоночник, голову и тело, и энергия в духовной силе, и Тот, что в этой энергии».


Не забывайте, что за свою жизнь вы можете постичь саму суть этой энергии. Почувствуйте позвоночник и проходящую через него энергию, которая заряжает энтузиазмом, даёт свободу и учит самообладанию. Снова и снова повторяйте про себя: «Я – прекрасный человек», пока твёрдо не поверите в это. Ищите опору в своём собственном позвоночнике. Ищите опору в великой силе внутри себя, вступая в новую эпоху своей жизни. Пробудите свою силу воли. Если вы раскрыли непокорную часть своей натуры, то усмиряйте её постепенно, шаг за шагом, руководствуясь ямами и ниямами. Живите динамичной жизнью, подобной жизни Бога. Танцуйте с Шивой, живите с Шивой и сливайтесь с Шивой. Посвятите себя исследованию той области ума, которая называется медитацией. Заложите медитацию в основу своей жизни, и все формы творчества, успеха и величия обязательно проявятся в ней. Каждый человек находится на этой планете с одной целью. Эта цель станет вам известна благодаря силе, которую вы накопите в медитации, благодаря видению и осознанию своего Я, находящегося в самом центре Вселенной.


Отыщите чистое, ровное и спокойное место для йоги, защищённое от ветра, очищенное от мусора, тлеющих костров и всякой скверны, где шум воды и прекрасный вид способствуют размышлению и созерцанию, Кришна Яджурведа, «Шветашватара упанишада» 2.10.


Человек, умудрённый опытом медитации, обретает энергию и уверенность в себе. Он учится искать опору в собственном позвоночнике. Ответы, наполненные жизнью и энергией, сами находят вопрошающего. Его тело излучает грацию и силу. Его незамутнённый ум, натренированный годами дисциплины, становится гибким и целенаправленным, а отношения с людьми приобретают новый, глубокий смысл. Его эмоции становятся стабильными и отражают обретенное спокойствие. Всё это – награды, которые ожидают искреннего искателя, погрузившегося через медитацию в исследование своих глубин.


14 советов для тех, кто серьёзно занимается медитацией


1. Организуйте священное пространство. Поддерживайте его в чистоте.

2. Плохой может быть только такая медитация, которую вы пропускаете. Развивайте привычку. Сильная привычка позволит вам двигаться вперёд с меньшими усилиями.

3. Определитесь с объектом или целью медитации и придерживайтесь её.

4. Медитация – это тяжёлый труд. Чем больше усилий вы приложите, тем лучше будет результат. Медитируйте, даже если это нелегко даётся. Именно в такие моменты можно достигнуть наибольшего прогресса.

5. Научитесь преодолевать рассеянность.

6. Воспитывайте в себе любопытство. Сделайте свой внутренний поиск увлекательным.

7. Совершенствуйте свою технику, но не менее усердно работайте над воспитанием духа. Именно дух, или воля, играет важнейшую роль в медитации.

8. После каждой медитации направляйте весь позитив во внешний мир, а затем снова возвращайтесь к медитации. Пусть внешние энергии побуждают вас к поиску, а внутренние открытия наполняют вашу внешнюю, материальную жизнь.

9. Утром, прежде чем проверять электронную почту и мессенджеры, займитесь медитацией.

10. Станьте тем, что вы стремитесь познать. Качество ваших медитаций зависит от состояния вашей нервной системы и чистоты вашей кармы.

11. Продолжайте работать над собой в перерыве между медитациями.

12. Прогресс цикличен, как спираль. Бывают подъёмы и спады, однако сама спираль всегда устремлена вверх. Наслаждайтесь днями, когда ветер дует в ваши паруса, а в остальные дни работайте с особым усердием.

13. Ваши ожидания должны быть реалистичными и достижимыми.

14. Записывайте свои прозрения и открытия, чтобы воздействовать на подсознание.


Медитация – это искусство, требующее дисциплины. Совершенствуя его, вы можете настроиться на самые тонкие и глубокие духовные энергии. Это не причуда, не модное увлечение и не потакание окружающим, которые увлекаются медитацией. Это самое священное занятие из тех, которым можно посвятить себя на этой планете, и к нему нужно подходить с искренностью и глубоким почтением. В медитации мы ищем Бога и Истину, и, управляя силами сознания, осуществляем цель жизни, продиктованную эволюцией – мы осознаём Бога внутри себя. Если мы не подойдём к медитации со смирением и интересом, мы не достигнем истинной цели в этой жизни.


Уподобьтесь космонавту, который завис высоко над поверхностью Земли и наблюдает за городами и их одической силой. Переведите внимание на одические силы, которые управляют вашей жизнью и влияют на ваши отношения с людьми и вещами. Почувствуйте, как центральный источник энергии излучает актиническую силу. А затем направьте осознание внутрь себя. Осознайте, что вы находитесь в процессе осознания. Доверьтесь ощущению блаженства. Чувство бхакти-йоги, или преданности, играет большую роль на пути. Если у нас в душе нет большой бхакти, или преданности, нас легко сбить с духовного пути. Это топливо, которое поддерживает огонь нашей мотивации. Перед медитацией мы подготавливаем свою комнату, – зажигаем масляную лампаду, свечи и благовония, или же просто приносим свежие цветы, – и это помогает нам заранее настроиться. Мы должны подготавливаться перед началом любого серьёзного дела.


Внимание – это осознание, застывшее в полете, словно колибри у цветка. Оно не двигается. Цветок неподвижен, и осознание, направленное на цветок, тоже застывает. Вся наша нервная система и ритмичное дыхание должны поддерживать определённый ритм, чтобы осознание оставалось неподвижным, как колибри у цветка. Если тело и лёгкие не были натренированы ранее, мы должны начать с дыхания диафрагмой, чтобы выдох равнялся вдоху. Если вы посвятите этому достаточное количество времени – а вы можете начать прямо сейчас – тело и внешняя нервная система будут подготовлены, а осознание сможет застыть на одном месте.


(С) ИС 2023.1

69 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Commentaires


Пост: Blog2_Post
bottom of page