Всё о медитации. Мистическое руководство
Из учения Садгуру Шивайя Субрамуниясвами
Цветение лотоса – одна из лучших метафор, описывающих душу, которая тянется к духовному раскрытию. Лотос зарождается в грязи, подобно душе, которой правят инстинкты, затем он прорастает в воде и принимает форму стебля, символизируя душу во власти интеллекта и эмоций, и, наконец, он показывается над водой в виде бутона, словно душа, пробудившаяся к своей духовной природе. Превращение бутона в прекрасный цветок символизирует раскрытие души, желающей познать себя и постичь тайны жизни через медитацию, которая открывает путь к самосозерцанию. Медитация – это искусство, постижение которого определённо заслуживает уделенных времени и сил. Постичь его нелегко, но в то же время и не сложно: требуется лишь упорство и ежедневная работа, направленная на контроль и обуздание как внешних, так и внутренних сил.
Медитация – это долгое путешествие, паломничество к глубинам разума. Как правило, мы приходим к мысли о медитации после того, как материальный мир утратил для нас своё очарование, а прежние желания больше не удерживают нас силами страха, жадности и привязанности. В такой ситуации мы обращаемся к философии и религии, чтобы ответить на вопросы: «Кто я? Откуда я пришёл? Куда я иду?». Мы задаём эти вопросы окружающим, читаем книги, размышляем и молимся. В какой-то момент мы даже начинаем сомневаться в существовании Истины, или что мы, со всем нашим несовершенством, способы осознать её, если она всё-таки существует. Как ни странно, именно с этого сомнения начинается путь к медитации: мы должны полностью опустошить себя, чтобы не препятствовать чистым, сверхсознательным энергиям свободно протекать сквозь нас. Доверившись пустоте и посвятив себя подлинному поиску, мы вскоре осознаем тщетность поисков Истины во внешнем мире. Всё отчётливее проявляется хранящееся в глубинах разума знание, которое мы не можем себе объяснить. Мы просто знаем, что Реальность, или Бог, пребывает внутри нас, и мы должны направлять внимание внутрь себя, чтобы осознать Его. Однако самого знания ещё недостаточно. Недостаточно и большого опыта в медитации, и необъятных запасов духовных знаний. Многие пытались найти Истину таким образом, однако Истина запрятана гораздо глубже и открывается только решительному последователю, который посвящает свою жизнь поиску. Такой последователь живёт гармоничной жизнью в соответствии с ямами и ниямами, ведическими духовными законами, он стойко переносит любые изменения, находит духовного учителя, или садгуру, и слушается его во всём; он старательно изучает требующее дисциплины искусство медитации. Попытаемся же с самого начала мысленно пройти тот путь, который совершает медитирующий.
Один из первых шагов заключается в том, чтобы убедить подсознание в пользе медитации. Мы можем сознательно стремиться к медитации, испытывая при этом страх или сомнения. В повседневной жизни происходит множество событий, и, реагируя на них, сознание начинает ориентироваться на внешний мир и попадает в зависимость от его образов. Пытаясь вернуться в мир внутренний, мы осознаём, что привычные мысли и эмоции, а также представления о причинах и следствиях неотступно следуют за нами. Какое-то время содержимое подсознания может противоречить нашим представлениям о полноценной духовной жизни. Наши привычки будут неосознанными, а сила воли – неэффективной. Своими непредсказуемыми действиями ваше подсознание будет напоминать чужого человека.
На начальных этапах мы должны приспособить ум к новому образу жизни, чтобы содержимое подсознания не противоречило тому, что находится в сознании или сверхсознании. Только когда все три области сознания достигнут общей гармонии, можно приступать к настоящей медитации. Бояться подсознания неразумно, ведь если мы боимся его, то оно начинает доминировать в нашей жизни. Подсознание – это не что иное, как скопление вибраций опыта, которое сознание приняло в себя при адаптации к материальному миру; это хранилище, содержащее прошлое.
Работа с подсознанием
Чтобы избавиться от путаницы с подсознанием, нужно поставить перед собой цель и составить распорядок дня таким образом, чтобы он обязательно включал в себя медитацию. Благодаря постоянным усилиям осознание начнёт сосредотачиваться на внутреннем плане. Так мы научимся распутывать и возвращать осознание из внешнего мира обратно во внутренний.
Решительно настроившись изменить и утончить свою природу, мы запускаем новый внутренний процесс. Сила положительных деяний, совершённых нами в предыдущих жизнях, начинает проявляться в этой: все кульминационные, выдающиеся моменты из нашего прошлого сосредотачиваются в настоящем. Все заслуги и хорошие поступки – это вибрации, живущие в эфире нашей памяти, и каждый из нас в данный момент представляет собой совокупность всего предыдущего опыта. Отвлекающие мысли, порождаемые материальным умом, начинают ослабевать, и путь к правильной медитации становится всё чище. Теперь, при возникновении таких мыслей, не так трудно направить своё осознание внутрь себя.
Постановка целей
Постановка и достижение целей укрепляют волю. Одной из таких целей может стать ежедневное, не допускающее исключений выполнение садханы, которая состоит из утреннего служения, джапы, изучения священных текстов и медитации. Ежедневная медитация должна стать частью нашего образа жизни, а не предметом временного интереса. Она должна стать неотъемлемой частью нас самих. Мы должны жить, чтобы медитировать. Это единственный способ достичь конечной цели – осознания всепроникающего Шивы. Глубокая медитация требует духовной воли: воспитать её можно через совершенствование поступков, решение задач и постоянное проявление самой воли, когда мы каждый день стремимся сделать больше, чем, как нам кажется, мы можем. Ставьте перед собой посильные духовные цели в зависимости от того, на каком этапе вы находитесь. Ставьте цели для достижения глубокой, более сверхсознательной медитации, ради изменения своей личности или характера, ради лучшего служения ближним и погружения в религию.
На самом деле, мы не можем чётко установить, как в духовном мире устроен механизм постановки целей, поэтому по возможности стараемся избегать этого понятия. Цели ставят перед собой, например, те люди, которые посвящают себя бизнесу: ради достижения успеха они составляют чёткий, продуманный план и поддерживают полный порядок в своей жизни. Самые успешные из них начинают и заканчивают свой день в определённое время, чтобы выдержать давление делового мира. Мы можем и должны подходить к практике медитации аналогичным образом: как и бизнесмен, мы хотим преуспеть в своём стремлении, с той лишь разницей, что мы выбираем внутреннюю, духовную цель, а не внешнюю, материальную. Достижение материальных целей запутывает нас и отдаляет наше сознание от духовного мира.
Поначалу бывает крайне трудно заставить себя сидеть без движения, потому что это непривычное для нашего образа жизни состояние. Подсознание никогда не было запрограммировано на то, чтобы спокойно сидеть в тишине. Мы не видели, чтобы кто-то практиковал медитацию внутри семьи, или возможно, не видели медитирующих людей в принципе. У нас не было примера. Именно поэтому мы должны относиться к себе с осторожностью, и на первых порах не сидеть слишком долго. Для начала будет достаточно посидеть без движения десять минут. Через несколько недель увеличьте время до двадцати минут, а затем до получаса. Так можно избежать фанатизма и позволить подсознанию внести необходимые изменения.
Эти изменения связаны и с физическим планом, и с эмоциональным, и с умственным. Нервная система подстраивается таким образом, чтобы длительная неподвижность и отсутствие внешней активности могли восприниматься как комфортное состояние. Таким же образом концепция просветления проникает в наше подсознание слой за слоем, корректируя прежние ошибочные представления о себе и позволяя нам интуитивно различать другие концепции и устанавливать их истинность, полагаясь на своё чувство сверхсознания. На это может уйти несколько лет.
Если мы сажаем дерево, чтобы отдыхать в его тени, то мы должны подождать, прежде чем оно вырастет и раскинет свои ветви. Так и в медитации. Мы планируем начать практику медитации, а затем отводим на это необходимое количество времени, например, несколько лет, чтобы полностью адаптироваться и перестроить подсознание. Западная культура, проникнутая ценностями материального мира, приучила нас добиваться всего как можно быстрее. Когда мы слишком быстро погружаемся внутрь сознания, прибегая к интенсивным, и, порой, даже фанатичным способам, мы сталкиваемся с обратной реакцией. Медитация проходит благополучно в течение короткого промежутка времени, однако вскоре снова происходит выброс в материальный мир, к нашей семейной и культурной программе.
Чтобы раз и навсегда изменить эту закономерность, мы должны мягко и осторожно работать над изменением своего образа жизни ради физической, эмоциональной, интеллектуальной и духовной целостности. Мы идём к этому шаг за шагом. Мудрость подсказывает нам, что мы не можем достичь успеха в один момент. Мы должны быть терпеливы по отношению к себе. Если мы будем проявлять нетерпение на этом пути, то нас ждёт неудача, потому что мгновенное духовное преображение возможно только в сказке. Будет гораздо лучше, если мы сразу признаем, что впереди ждут трудные испытания, которые нам преподнесет упрямое подсознание со всеми его конфликтами и путаницей. Столкнувшись с трудностями, мы должны спокойно их перенести, обращаясь к духовному дневнику, васана даха тантре. Если мы чётко представляем себе конечную цель и пользуемся пошаговым планом для её достижения, то мы не будем переживать, если что-то пойдёт не так, потому что мы рассматриваем свои ментальные и эмоциональные всплески в долгосрочной перспективе.
Взгляните преградам в глаза
Подсознание не только ставит преграды перед нашим собственным разумом, но и притягивает сомнения и тревоги других людей, которые мы должны преодолеть. Можно перечислить тысячи негативных стереотипов, порочащих практику медитации, и вряд ли стоит приступать к самой медитации, если мы верим хоть одному из них. Все мы слышали некоторые из следующих опасений: «Судя по всему, с тобой в детстве случилось что-то ужасное, раз ты хочешь посвящать этому время». «Ты больше не любишь меня. Вот почему ты медитируешь – ты отстраняешься». «Ты просто боишься общества и ответственности. Это побег от реальности, с которой ты не можешь совладать». «Ты станешь бедным, если будешь медитировать. Все, кто медитирует, разоряются». И так далее, и тому подобное.
Мы должны ответить на все возражения, выдвинутые подсознанием, и таким образом разрешить все внутренние сомнения. Безусловно, результаты медитации убедят подсознание в пользе внутренней садханы, ведь с ней придут озарения, счастливая и гармоничная жизнь, обновленная энергия и духовная реализация. Когда мы доказываем себе на собственном опыте ошибочность навязанных страхов, они испаряются. Однако не все способны преодолеть эти страхи. Чтобы противостоять им, мы можем спросить себя: «Почему? Что это значит? Чем я привлёк эти мысли? Остались ли у меня в подсознании сомнения, скрытые от сознания?». Также мы можем спросить: «Кто внушил мне это? Какой была жизнь этих людей? Были ли они счастливы?». Приложив достаточно усилий, нам удаётся перекроить подсознание, избавиться от ложных представлений и обрести свободу.
Разум, увязший в бесконечной путанице и желаниях, ведёт нас, привлекаемый новизной, от одной вещи к другой. Это порождает страдания, которые истощают людей. Но время от времени нам приходится останавливаться и уходить в себя. Это и есть процесс медитации. Это искусство. Это способность, скрытая внутри нас, которая, при должном развитии, привносит в жизнь гармонию и раскрывает её смысл. И каждый человек, знает он об этом или нет, находится в поиске, пытаясь понять, в чём заключается смысл жизни.
Я слышал от многих людей такие слова: «я бы хотел заниматься йогой, но у меня просто нет времени», «я не могу успокоить разум», «дети сильно шумят», или ещё что-нибудь в этом роде. Они ещё не осознали, что спокойствие не приходит само по себе. Успокоение и замедление мыслей – это процесс, требующий последовательной практики. Спустя две недели практики вы сможете ощутить, что добились какого-то прог