top of page
Поиск
  • Фото автораШОП108

Священные растения в индуизме

Исследуем ряд священных растений и уникальные способы, которыми индуистские верования в божественность природы помогли защитить и сохранить наш природный мир


Савита Тивари


На протяжении всей человеческой истории поклонение растениям и деревьям встречалось во многих религиях, сектах и культурах. Для индуистов такой вид поклонения – ежедневная практика. Растения и деревья являются частью наших преданий и молитв. Иногда они представляют самих богов.


Божественность обитает во всей пракрити (первичной субстанции; изначальной материи), включая растительный мир, который очень почитается. Эти творения природы иногда даже рассматриваются как Божества, до которых люди могут дотронуться, которых могут взращивать и которым они могут поклоняться. В конце концов, от них зависит само наше выживание – они дают нам кислород, пищу, одежду и кров. Что им нужно от нас? Ничего. Они растут сами по себе, естественно получая воду и солнечный свет, они не требуют заботы. Они просто дают – качество, присущее Богу.


Каждый человек должен стать ближе к пракрити, чтобы начать своё путешествие к пуруше (Вселенской Душе) внутри самого себя, исследуя свой собственный путь к личной гармонии с растительным миром. Как говорится в благословляющей шлоке из Ригведы: «Пусть Сома вместе с растениями будет благоприятен для всех».


Мы, индуисты, взаимодействуем с миром природы как духовно, так и физически, и рассматриваем растения и деревья как продолжение Божественного. В религиозных церемониях листья, цветы и плоды используются в качестве подношений. Все наши молитвы начинаются с дхьяна-мантры, когда верующие предлагают горсть цветов в знак своей любви, и заканчиваются пушпанджали-мантрой, когда мы с благодарностью предлагаем цветы к стопам Господа.


Иногда само растение становится Божеством, например, во время Туласи пуджи, Манасадэви пуджи, Ватсавитри пуджи или Амла экадаши. Дерево Ашватха поливают с особой заботой и поклоняются ему каждую субботу, поскольку считается, что Тримурти – Брахма, Вишну и Шива – вместе с богиней Лакшми пребывают в дереве в этот день.


Растениям и деревьям также поклоняются в образе Шакамбхари Маты, богини растительности. Дерево рудракши считается самим Шивой. Шиваиты носят рудракша-малы, точно так же, как вайшнавы носят малы из бусин туласи. Ещё есть божественные цветы, такие как лотос, растущий в воде, и жемчужный цветок, который, как говорят, растёт на кальпаврикше на небесах.


Хотя все вечнозелёные цветы можно использовать в молитве, некоторые цветы нельзя предлагать определённым божествам. Например, цветок кетки (панданус) не следует предлагать Шиве, как утверждается в «Шива пуране». Традиционно цветы аксада никогда не используются во время пуджи Вишну, а листья бильвы не предлагаются Сурье, Солнцу.


В индуистских семьях самскара (ментальное впечатление) уважения к растениям и деревьям укореняется в сердцах детей старшими с малых лет. Дети узнают о важности растений через различные ритуалы, мантры и шлоки из ведической литературы, а также через мифологические истории.


Веды и другие индуистские писания содержат бесчисленное количество упоминаний о сакральности растений. Одними из самых ранних являются многочисленные упоминании в Ригведе о соме, тонизирующем средстве на растительной основе, которое было основным подношением в ведических ритуалах. В известной легенде о Самудра мантхане, пахтании океана, говорится, что четырнадцать сокровищ возникли из мирового океана. Одним из них была кальпаврикша, дерево, исполняющее желания. Согласно «Падма пуране», Дэви Парвати попросила у божественного дерева девочку и была благословлена красивой дочерью Ашок Сундари.


В другой пуранической истории мудрецу Маркандейе было показано леденящее кровь видение всеобщего растворения, во время которого он также увидел Вишну в виде младенца, лежащего на баньяновом листе. Видение указывало на то, что после каждого разрушения возникает новая жизнь, начинающаяся с человеческого младенца на листе, другими словами, пуруши, поддерживаемого пракрити.


Санскритская шлока из «Матсья пураны» подчёркивает важность благоговения перед деревьями: «Десять колодцев равны одному пруду, десять прудов равны одному водоёму, десять водоёмов равны одному сыну, а десять сыновей равны одному-единственному дереву».


Примеры почитания растений


Дерево кхеджри, также известное как джаанти или шами, является священным в штате Раджастхан. Морозостойкое и засухоустойчивое, оно играет ключевую роль в поддержании экосистемы в этом пустынном штате. Кхеджри также выступает в качестве растения-хозяина для деревьев баньян и ашватха, которым необходимы влажные условия для произрастания.


Известное событие, произошедшее в 1730 году, иллюстрирует важность этого дерева. Бишнои – вайшнавский народ из западной индийской пустыни Тхар. Из 29 принципов их гуру 19-й гласит: «Не рубите зелёные деревья; сохраняйте окружающую среду». Махараджа Марвара строил новый дворец и послал своего министра за необходимой древесиной. Мать и три её дочери из народа бишнои пытались защитить рощу деревьев кхеджри и были убиты, чтобы положить конец их протесту. После того, как это произошло, к протесту присоединились 83 деревни народа бишнои. В течение следующих нескольких дней 363 взрослых и детей отдали свои жизни, каждый обнимал дерево, в то время как люди махараджи атаковали их топорами. Поражённый этим мирным сопротивлением и напуганный насилием, которое он спровоцировал, махараджа отозвал своих людей. Он лично выехал на место происшествия и принёс торжественные извинения за действия своего министра. Роща стала местом паломничества народа бишнои. Эта жертва стала мотивом движения Чипко («обнимающих деревья») в штате Уттаракханд в 1970-х годах, которое представляло собой кампанию против коммерческих лесозаготовок.


Племя бхил из района Джабуа штата Мадхья-Прадеш молится дереву калам (Mitragyna parvifolia), чтобы исполнять свои желания. Они верят, что это дерево – обитель их бога Каламдэвы. Преданные совершают сложный ритуал подношения дереву в благодарность за исполненные молитвы. Этот обряд может стоить почти столько же, сколько свадьба, при этом на церемониях, пиршествах и других культурных мероприятиях присутствует всё сообщество. Другие названия этого дерева – каим, кадам и хариприя.


Священные леса Индии


Хотя обширных исследований священных лесов не проводилось, эксперты полагают, что в Индии их насчитывается от 100 до 150 тысяч. Эти общественно охраняемые природные территории представляют собой фрагменты лесов разного размера, которые обычно имеют важное религиозное значение для сообщества, которое их защищает. Священные леса часто ассоциируются с духами природы, лесными племенами, божествами-хранителями, такими как Айянар и Амман, тотемными животными, такими как тигры, змеи или гауры, или богами и богинями, такими как Айяппа и Дурга.


Традиция отведения четверти земли каждой деревни под лес во имя народных божеств или предков имеет многовековую историю. В Махараштре священные леса называются «дэвраи», а в Карнатаке «дэвару каду». В Тамилнаду их называют «ковил каду». В Раджастхане их называют «оран» или «бихад». Считается, что многим из них не менее двух тысячелетий.


В одних только Керале и Карнатаке более 1000 божеств связаны со священными лесами. В священных лесах гималайского штата Манипур поклоняются более 365 лесным божествам. Праздник Лай Хараоба отмечается с особым почтением к этим лесным районам. Также множество священных лесов высажено людьми рядом с храмами и местами захоронений.


Виды священных лесов


В ведических писаниях классифицируются три типа священного леса: тапован, махаван и шриван. Тапован – это лес, населённый святыми и риши для совершения тапаса (аскезы и глубокой медитации). Махаван – это термин, используемый для обозначения огромных естественных лесов. Поскольку обычным людям не разрешён доступ к этим двум лесам, они считаются заповедниками флоры и фауны. Шриван – обозначение для пышных лесов и густых рощ; название переводится как «лес Шри», то есть Лакшми, богини процветания. Легенда гласит, что существует ещё запретный лес Шивы и Парвати, известный как анандаван.


Растения как лекарство


Древнейший санскритский текст по аюрведе, «Чарака самхита», утверждает, что нам необходимо поддерживать своё здоровье для достижения четырёх целей человеческой жизни: дхармы (исполнения долга), артхи (благополучия), камы (наслаждения) и мокши (окончательного освобождения от цикла перерождений).


Подавляющее большинство аюрведических препаратов готовится на растительной основе. Аюрведа упоминает три растения в качестве амриты (божественного нектара): гудучи, чеснок и харитаки. Кустарник ашвагандха, зимняя вишня, признаётся королём аюрведы, а куркума – золотой травой.


Помимо аюрведы, другие многовековые лечебные системы, основанные на естественных свойствах растений, включают сиддха-медицину, возникшую в Южной Индии, и сова-ригпа зародившуюся в Гималаях.


Считается, что Шива научил Парвати сиддха-медицине. Парвати передала это учение Нанди, который в свою очередь обучил ей 18 сиддхаров, первых практиков сиддхи. Одним из них был мудрец Агастья, который популяризировал эту традицию и основал систему сиддха-медицины. В ней 108 растений, известных как карпа мулигаигал (травы от болезней), обычно используются для лечения человеческих недугов.


Название сова-ригпа в переводе с языка бхоти означает «знание врачевания». Это одна из самых важных целительских систем, практикуемых в Индии, в основном в Гималаях и Тибете. Считается, что она возникла в Индии и происходит от Будды.


Растения и деревья не только могут исцелять нас, но и привносят свет природы в наши тела. Растения и деревья в индуизме олицетворяют Божественное на земле. В отличие от широко распространившегося упадка в других религиях, поклонение растениям и деревьям в индуизме активно практикуется ежедневно, например, во многих индуистских семьях каждый день поливают священное дерево туласи.


Заключение


Растения и деревья начинают своё путешествие как семена из подземной тьмы, а затем расцветают в сиянии солнца. Они могут достичь мистических высот неба и соединить людей со всеми тремя локами (сферами существования). Понимание почти сверхъестественных сил растений и деревьев является ключом к той извечной полноте, к которой стремится большинство духовных людей, поэтому не стесняйтесь развивать эту уникальную духовную связь.



Более полный список священных растений смотрите по ссылке: www.hinduismtoday.com/environment/a-list-of-sacred-plants


(С) Индуизм сегодня № 2.2023


531 просмотр0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

Comments


Пост: Blog2_Post
bottom of page